Центр приводной механики
Всё для приводных систем

Маркировка клиновых ремней

Клиновые и поликлиновые (также именующиеся ручейковыми) ремни используются с целью запуска навесного оборудования. Большая часть производителей пользуется взаимозаменяемыми стандартизированными изделиями, в связи с этим появляется потребность в универсальной маркировке приводных ремней. Нанесение маркировки происходит на поверхность изделий, благодаря чему становится возможным подбор детали без учёта бренду автомобиля.

Код маркировки включает в себя информацию, касающуюся таких характеристик ремня как профиль зуба, число ручейков, длина окружности и прочих.

В продолжении статьи более подробно о расшифровке маркировки ремней для автомобилей и стандартах маркировки.

Расшифровка

Расшифровка маркировки приводных ремней помогает установить значения всех рабочих характеристик ремней и совместимость с определённой моделью (если информация о применяемости в каталогах отсутствует). Нормы шифровки для тех или иных видов ремней будут описаны дальше.

Маркировка поликлиновых ремней

Поликлиновые ремни являются самым распространенным видом ремней, применяющихся на современных автомобилях. Такое наименование поликлиновые ремни получили в связи с тем, что их рабочая поверхность представляет ряд («поли» – с греческого «много») параллельных профилей – ручейков, составленных трапециевидными выступами-клиньями.

Маркировка таких ремней, как правило, происходит согласно ISO 9982, в РФ отвечают ТУ 2564 435 00149311-2006.

Маркировка ремня генератора с поликлиновой рабочей поверхностью по ISO идёт в соответствии с формулой «число+буквы+число», к примеру, 3PK640 (кроме того в конце маркировки может использоваться обозначение варианта исполнения - 3PK640 SF), где:

  • 3 – обозначает число клиньев;
  • PK – обозначает код профиля клиньев;
  • 640 – обозначает окружность ремня и измеряется в мм;
  • SF (XS) — обозначает вариант исполнения.

Ремни, в маркировке которых используется обозначение варианта исполнения, обладают своими особенностями и не могут заменяться с обычными ремнями. Возможно некоторое различие в характеристиках или необходимость использования специального инструмента для проведения монтажных работ. Недопустима замена стандартных ремней эластичными, то же самое правило работает и в обратную сторону.

Маркировка поликлиновых ремней по размеру профиля клиньев обозначается парой литер, посредством которых происходит кодировка расстояния между центрами соседствующих профилей:

В дополнение, можно встретить двухсторонние ремни. Такие ремни обозначаются литерой D перед размером профиля: 6DPK1440.

Обозначение вариантов исполнения на ремнях, имеющих индивидуальные особенности:

  • XS исполнение — ремни, имеющие арамидный корд;
  • SF исполнение — эластичные ремни;
  • EMD исполнение — ремень, применяющийся в одноимённой старт-стоп системе.

Contitech по-своему производит маркировку подобных ремней, так в отношении эластичных ремней используется наименование ELAST, для высокопрочны – EXTRA. Кроме того, обозначение специального инструмента также может входить в состав маркировки. В таком случае используются маркировка будет заканчиваться на T1 или K1 - 6PK1042 ELAST T1. Также встречается указание на производственный размер эластичного ремня, при этом используется слэш или скобки.

Более других встречаются поликлиновые ремни с PK профилем, имеющим ширину клина - 3,56 мм. В отечественной стандартизации аналогов ему нет, а в целом запись маркировки производится таким же образом, к примеру - 12Л2000:

  • 12 – показывает число ручейков;
  • Л – отображает код профиля;
  • 2000 – обозначение длины окружности в мм.

При выборе российского поликлинового ремня, маркировка расшифровывается следующим образом:

  • К – 2,4 мм;
  • Л – 4,8 мм;
  • М – 9,5 мм.

Исходя из представленных показателей можно сделать вывод, что профили К, Л и М в некоторой мере соответствуют PJ, PL и PM.

При необходимости проведения замены старого российского поликлинового ремня, возможно прибегнуть к использованию новейшего аналога с ISO-маркировкой в случае с небольшим количеством ручейков (до 5-6). Касательно широких ремней с 10–20 клиньями, смещение ручейков получится очень значительным, что плохо отразится на ресурсе детали.

Подбирая ремень по размеру, не обязательно использовать ремень с полностью идентичной окружностью, возможна погрешность в 5 мм.

Помимо главной маркировки на ремне привода навесных агрегатов, подобно ремню ГРМ, имеется и иная, имеющая немалое значение, информация, благодаря которой можно выяснить дату производства и использовавшийся при изготовке материал.

Изготовление

Отличие от ремней ГРМ в том, что для в случае с навесными ремнями нет нужды придерживаться каких-либо серьёзных требований даты производства и использования. В то же время, не стоит забывать о том, что резина стареет, а усреднённое время службы ремня доходит до порядка 5 лет.

Зачастую дату производства наносят на коробку, в то время как на самом ремне её указывают довольно редко и не у каждого производителя, пример - 24052016 (первые две цифры составляют число, за ними идёт месяц, а далее -год).

На время службы оказывает влияние используемый для изготовления ремня материал. Рабочая часть поликлинового ремня, более иных испытывающая нагрузку, носит название компаунд. Изготавливается компаунд из материала четырёх разных видов, что оказывает наибольшее влияние на то, каким будет срок эксплуатации и цена ремня.

  • SBR — обозначение стирол-бутадиен каучука (наиболее дешёвый вариант, трещины могут появиться довольно быстро).
  • CR — обозначение хлоропрена (отличается большей гибкостью и малостойкостью по сравнению со стирольным каучуком, однако в скором времени он становится всё менее эластичным и дубеет).
  • EPDM — обозначение этиленпропилен-диеновый каучука (новейший и самый распространённый вариант, минусом является плохая совместимость с жидкостями, имеющими нефтянную основу).
  • HNBR — обозначение гидрированный бутадиенакрилонитрильный каучука (обладает большой стойкостью к критическим температурам, однако имеет наибольшую цену).

Маркировка клиновых ремней

Клиновой ремень - классическая разновидность привода, названная таким образом за клиновидную форму профиля. Клиновые ремни зачастую применяются в старых моделях, а на новейших авто их можно встретить лишь в роли отдельного привода определённого устройства, такого как кондиционер или генератор.

Маркировка клиновых ремней по размеру и иным параметрам намного разнообразнее, по сравнению таковой у поликлиновых ремней, вызвано это наличием нескольких параллельных стандартов, применяющихся в других странах:

  • Стандарт RMA – применяется в Америке;
  • Стандарт DIN 2215 – происхождение - Германия, применяется в Европе;
  • Стандарт ISO 9001:2008 – выступает в качестве международного аналога российскому стандарту ГОСТ;
  • Стандарт ГОСТ 1284-89 – отечественный стандарт.

Российские и китайские приводные ремни, используются для продажи на российском рынке и обозначаются согласно ГОСТ.

ГОСТ

Маркировка клиновых ремней по ГОСТ (1284.1-89 и 1284.2-89). Для маркировки используется формула «б+ч» - А 3350 ГОСТ 1284.2-89:

  • Буква А – обозначает код предполагаемого профиля;
  • Число 3350 – обозначает длину окружности по корду, измеренную в мм.

Маркировка ремня генератора по отечественной системе предполагает использование следующих знаков: (0, А, Б, В, Г, Д, Е.)

ISO

По ISO, маркировка клиновых ремней по длине и профилю происходит согласно формуле «б+ч+б», так для ВАЗ 2105 (2106-2107) используется обозначение AVX10-944La:

  • Первая часть маркировки – AVX10 (Z, SPZ) – указывает код предполагаемого профиля;
  • Вторая часть маркировки 944 – отображает значение длины окружности, измеренное в мм;
  • Замыкающая часть маркировки La – параметр, с учётом которого производилось измерение длины окружности.

Профиль AVX в большинстве автомобилей выступает в качестве ремня генератора и представляет узкий клиновый зубчатый ремень. AVX отображает используемые основные параметры, первое значение – ширина, второе - высота в миллиметрах.

  • AVX10 — соотношение ширины к длине 10x8 мм,
  • AVX11.9 — соотношение ширины к длине 11.9x8 мм,
  • AVX13 — соотношение ширины к длине 13x10 мм.

В буквенной маркировке профиля ремня закодированы 4 его размерности: наибольшая, рабочая, нижняя ширина и высота. Чтобы обозначить ремни со стандартным профилем применяют такие обозначения: (Z, A, B, C, D, E.)

Важно помнить об отличиях приводных клиновых ремней с формованным зубом с зубчатыми ремнями, применяющимися в ГРМ. Назначение зубчатого профиля состоит в обеспечении плотного сцепления, благодаря которому будет исключено продольное смещение шкивов, и увеличение ресурса детали.

Измерение размера ремня генератора автомобиля или иного навесного оборудования в разных местах по ISO производится в миллиметрах, на это указывают символы в конце маркировки:

  • L, La – измерение производится по верхней, а говоря иначе - широкой грани;
  • Lw, Lp, Ld – обозначение «рабочей» длины по корду;
  • Li – измерение производится по нижней , а говоря иначе - узкой грани.

Вследствие разницы в подходах к измерению предполагаемый ремень SPA 800 L по факту окажется немного короче, по сравнению с SPA 800 Li, невзирая на идентичную указанную длину окружности в мм.

RMA

В автомобилях американского производства можно наблюдать использование своей маркировки приводных ремней, расшифровка данной маркировки в стандарте RMA происходит идентичным образом. Обозначение деталей идёт согласно формуле «б+ч», «ч+б+ч» - A 1200, 3V 700:

  • A, 3V – символы, обозначающие на тип профиля ремня;
  • 1200, 700 – числа, обозначающие длину ремня.

Маркировка ремня генератора в RMA, использующая одну букву, повторяет международную ISO: профили по символам совпадают, а измерение длины происходит в миллиметрах по внутренней грани (Li). В цифробуквенной маркировке буква отображает единицы измерения: V – в 1/10 дюйма, N – в миллиметрах.

Узкоклиновые ремни обладают начальной маркировкой вида «ч+б», расшифровка которых происходит следующим образом:

  • Начальная маркировка 3V, 3VX, 9N (в качестве аналога выступают SPZ и XPZ) – обозначает ширину 9 мм, высоту - 8 мм;
  • Начальная маркировка 5V, 5VX, 15N (в качестве аналога выступают SPB и XPB) – обозначает ширину 15 мм, высоту - 13 мм;
  • Начальная маркировка 8V, 8VX, 25N – обозначает ширину 25 мм, высоту - 23 мм;

Символ X обозначает, что рабочая поверхность ремня – зубчатая, плоские ремни указывают, используя символ V.

Чтобы перевести 1/10 дюйма в миллиметры длину окружности требуется умножить на 2,54. Так ремень 3V 280 будет повторять параметры ремня 9N 710.

DIN

Немецкий стандарт DIN, осуществляет маркировку ремней навесного оборудования согласно формуле «ч+ч», «ч+x+ч» - 13-1050 или 13x1050:

  • 13 – указывает на максимальное значение ширины профиля в мм;
  • 1050 – отображает длину окружности, измеренной по внутренней грани (Li) в мм.

Разделительный символ отображает форму рабочей поверхности ремня: дефис, как правило, используют для обозначения плоских деталей, а буквой «x» – с зубчатой насечкой.

Таблица соотношения обозначений клиновых приводных ремней.

Разница между ремнями S и X в названии профиля по ISO состоит в форме: букву S имеют классические плоские, X – с формованным зубом.

Узкие клиновые ремни с XPA профилем и те, что подобны им применяют, как правило, в вентиляционном оборудовании, компрессорах и промышленных установках.

В связи с тем, что все стандарты маркировки включают трёх-четырёхзначное число, указывающее длину, подбирая ремень очень важно обращать внимание на код профиля. Всё же аналогичные и взаимозаменяемые клиновые ремни для генераторов и иного навесного оборудования автомобилей в разных стандартах обладают отличающимися маркировками. Ввиду этого, при не нахождении, во время поиска, требующейся детали, её возможно получится найти по иной маркировке.

Оставьте заявку
и мы перезвоним в ближайшее время
Оставьте заявку
и мы перезвоним в ближайшее время
Оставьте заявку
и мы перезвоним в ближайшее время